Появилось свободное время, и я продолжаю рассказывать о нашей поездке на Кавказ. Переночевав во Владикавказе, мы выехали в сторону Грозного. Впечатление о дорогах я писал здесь. Фотографировали мало, так как основной целью поездки был все-таки не материал для блога, а личные впечатления. Наташа фоткала что-то на ходу, пока я крутил баранку. К полудню мы въехали в Грозный. Как всегда, я вбил в навигаторе конечную точку нашего маршрута наугад, выбрав на карте самый центр столицы Чеченской республики.

Вот перед нами большая развязка, на которой мы уходим налево. Уже потом, по картам, я узнаю, что домики на фото выше — это та самая площадь «Минутка», печально известная по военным хроникам. Сегодня в Грозном, к счастью, ничто уже не указывает на тот трагический период в его истории.

2. Как известно, город был сильно разрушен во время военных действий. Те здания, от которых остался лишь каркас, и которые были пригодны для восстановления, очень стильно реконструировали. Посмотрите, например, на эту пятиэтажку — в ней сложно угадать черты типичного советского строения. Очень круто.

3. Едем по центральной улице Грозного — проспекту Ахмата Кадырова.

4. Тоже советские дома, которые восстановили на современный лад. Даже не думал, что из типовых строений можно сделать нечто антуражное.

5. Навигатор приводит нас в обычный дворик в центре города. Все аккуратно и уютно. Были сначала мысли, что за красивым фасадом центральных проспектов нас будет ждать печальная картина, однако — нет.

Подключившись к Интернету, начинаем искать варианты гостиниц в Грозном. И, к нашему удивлению, не находим никаких подходящих вариантов. По рекомендации  groznyboy едем в один из отелей. На входе — толпа крепких ребят кавказской внешности. Все как на подбор — коренастые, накаченные. «Офигеть, это все в Чечне так выглядят?» — шутим с Наташей. В гостинице номеров нет и я звоню Зауру. «Подождите минут сорок, я приеду и всё устроим!» — отвечает он, и мы решаем прогуляться по Грозному в поисках кафе, чтобы пообедать. Фотоаппарат с собой не берем.

Я, конечно же, включил бдительность на 100% — ведь я с женой в центре чеченской столицы, а в моей голове все те стереотипы о чеченцах, которые я успел впитать за долгие годы. Жду подвоха. Иногда замечаю внимательные взгляды, которые прохожие мимоходом бросают в нашу сторону. И только спустя некоторое время мы с Наташей сообща приходим к выводу о причинах того, почему мы выделяемся из толпы. Моя супруга — единственная из окружающих нас женщин, одетая в джинсы. Все местные ходят в платьях, такая вот местная черта.

Найдя какую-то забегаловку, мы обедаем. Необычное ощущение — все вокруг говорят на чеченском языке. Расплатившись, возвращаемся к гостинице, возле которой оставили машину. Приезжает Заур, и тут мы выясняем, что места практически во всех гостиницах Грозного заняты дзюдоистами, съехавшимися сюда на Всероссийский чемпионат по дзюдо (те крепкие ребята, которых мы поначалу приняли за «коренных чеченцев», оказались членами одной из делегаций). Только благодаря дипломатическому таланту Заура он находит нам место в одной из местных гостиниц, мы заселяемся в номер, оставляем свой авто на стоянке и отправляемся на экскурсию по Грозному. Заур планирует показать нам все ключевые достопримечательности Грозного, и мы отправляемся в путь.

6. Первая точка маршрута — аэропорт города, находящийся на его окраине. Это реконструированное советское здание. На площади перед ним построена красивая мечеть.

7. Внутри — простой ремонт, небольшие помещения. Конечно же, по проекту в Грозном уже запланировано строительство нового здания аэропорта. Уверен, что сделают что-нибудь со свойственным здесь размахом :)

8. Местный авиапарк. Именно на таких ЯКах выполнялись рейсы из Белгорода в Крым сразу после его возвращения в состав России. Тогда именно Грозный-Авиа одними из первых взяли на себя перевозки в Крым.

9. Дальше едем в центр Грозного. Самые узнаваемые его символы — мечеть «Сердце Чечни» и небоскребы Грозный-сити. Перед ними установлено сердце для фотосессий, которое, судя по постоянно фотографирующимся здесь парочкам, очень востребованно.

10. Заур предлагает зайти в мечеть. «А что, можно?» — интересуюсь я. Можно. И женщинам можно. И немусульманам. И фотографировать — тоже можно. «Сердце Чечни» впечатляет, очень красивое и величественное здание. Первый раз я, кстати, попадаю в мечеть.

11. Уже на подходе к мечети настолько чисто, что возникает желание разуться. Но разуваются чуть дальше, на входе внутрь. Для женщин на входе есть кабинка, в которой вам предложат накинуть хиджаб, если вы пришли без него.

12. Наташа облачилась в такой вот временный хиджаб, и стала еще более очевидна её славянская принадлежность. Я её ласково назвал «Марфушенька-душенька». В самой мечети, несмотря на то, что можно свободно фотографировать, я не стал этим увлекаться. Мне было интереснее смотреть вокруг, ощущать атмосферу этого места. Удивило отсутствие каких-либо служителей. Они, оказывается, приходят только для прочтения молитвы, а в остальное время в мечети находятся лишь те, кто пришел сюда побыть наедине, помолиться. Везде в мечети на полу ковровое покрытие.

13. Возвращаемся к светскому образу и отправляемся дальше.

14. Рядом с «Сердцем Чечни» приятный парк для прогулок. На календаре конец сентября, но нам очень повезло с погодой, она фактически летняя.

15. Идем в сторону набережной Сунжи и высоткам Грозный-сити. Очень красиво.

16. Симпатичные небоскребы! Впечатлен. Самый правый на фото, из синего стекла — это бизнес центр. Сейчас мы поднимемся на его крышу — там смотровая площадка для туристов.

17. Итак, мы на крыше. Вид в сторону проспекта Ахмата Кадырова, по которому мы приехали в Грозный. За счет одинакового цвета крыш и фасадов город выглядит очень органично.

18. В центре города есть православный храм архангела Михаила.

19. На западе, рядом с Грозным-сити планируют построить самое высокое здание на Кавказе. Пока здесь ведутся подготовительные работы.

20. Вид в сторону площади и мечети. Там, где проспект Амхата Кадырова переходит в проспект Путина можно увидеть пешеходную аллею с зеленью. Где-то в архивах должны быть фото поближе, обязательно покажу — очень красивое решение.

21. Башня «Феникс» — самое высокое здание в Грозном на сегодня. Реально — ооочень высокое!

22. После того, как посмотрели на Грозный с высоты, возвращаемся к машине. По дороге замечаю кафе с очень звучным названием «Майдан». «Заур, почему у вас в городе заведение с таким провокационным названием? Украинская кухня?»— интересуюсь я. Заур объясняет, что «майдан»  — это арабское слово. Вот так вот, а я даже не знал.

23. Пока мы гуляем по городу, наслаждаясь теплым сентябрьским вечером, на Грозный опускается темнота. В ней город начинает играть новыми красками, загорается подсветка на зданиях. Мы кружим на машине по улочкам города, рассматривая ночную столицу Чечни.

24. Грозный очень красивый. И в свете дня, и ночью. Приятный современный город, со свежим лицом и узнаваемым колоритом.

Поздно ночью возвращаемся в свой номер и с востогом пересказываем друг другу впечатления от увиденного. Грозный стоит того, чтобы приехать в него еще раз. Мой рассказ о городе получается немногословным, но впечатлений от знакомства с ним в тысячу раз больше, чем слов, которые я могу написать.

Утром нас ждала поездка в горы, но об этом - в следующий раз.